В России начали собирать первые японские автомобили Toyota Camry.
В пятницу состоялось официальное открытие завода в Санкт-Петербурге.
Toyota стала первым японским автоконцерном, запустившим производство в
России. Ее примеру последуют Suzuki, Mitsubishi и Nissan.
Соглашение о строительстве завода с
правительством России и администрацией Петербурга Toyota подписала в
апреле 2005 года. В июне 2005 года в промзоне Шушары под Петербургом
состоялась церемония закладки первого камня. Сегодня 21 декабря завод
начал работать. Поначалу предприятие должно выпускать 20 тыс.
автомобилей в год. Затем, в течение 1,5 лет, мощность предприятия
составит 50 тыс. автомобилей в год, однако в будущем объемы
производства могут быть увеличены в четыре раза до 200 тыс. Инвестиции
составят 4 млрд рублей.
Также сегодня была запущена подстанция 110/10 кВ "Шушары", которая
обеспечит электроэнергией не только Toyota Motor Corporation, но и все
автозаводы, запланированные в рамках автомобильного кластера в районе
пос.Шушары в Пушкинском районе Петербурга.
Toyota станет первым японским автоконцерном, который запустил
производство в России. Следом намерены открыть заводы в России Suzuki,
Mitsubishi и Nissan (см. в доп.материале). После того, как Toyota
решила прийти в Петербург, строить завод в этом регионе принялись еще
четыре автопроизводителя - General Motors, Nissan, Suzuki и Hyundai.
"Петербург никогда не забудет, что Toyota была первой, и будет любить
ее больше всех", - уверила губернатор Валентина Матвиенко,
присутствовавшая на открытии.
Будущий японский хит
Японцы решили прописать в России дорогой седан Toyota Camry. Это
вторая по популярности в России модель Toyota после Сorolla, а также
хит продаж на ключевых рынках США и Китая. В 2008 году с конвейера
нового завода сойдет 18 тыс. автомобилей Camry. Первая модель, кстати,
достанется бывшему главе МЭРТ, а ныне главе Сбербанка Герману Грефу
(подробнее в доп. материале). Постепенно объемы производства завода
будут увеличиваться.
Выбор для сборки в России Toyota Camry вполне логичен. Corolla и
без локализации успешно продается в России. За 11 месяцев 2007 года
обладателями новых Corolla стали более 35 тыс. россиян. Модель входит в
топ-10 самых популярных иномарок в России (топ-10 см. в доп.
материале). Правда, в прошлом месяце продажи этой модели упали почти на
четверть.
Toyota Camry - более дорогой седан. За 11 месяцев в России было
продано более 24 тыс. автомобилей этой марки. Camry входит в топ-20
самых продаваемых иномарок в России. Выбор в пользу дорогой модели
объясняется желанием производителя получить более высокую маржу, с
одной стороны. С другой - снизив стоимость российской Camry, Toyota
сможет увеличить объемы ее реализации в России. Спрос на эту модель
пока остается неудовлетворенным. Чтобы приобрести Camry, надо отстоять
в очереди два-три месяца.
Загадочная цена
Пока неизвестно, будет ли снижена цена на Toyota Camry российского
производства. Сейчас дилеры предлагают Camry стоимостью от $35,6 тыс.
до почти $60 тыс. Потребители и участники рынка всегда ждут от местных
иностранных производств снижения розничных цен на российские иномарки.
Так поступил в свое время американский концерн Ford, который первым из
иностранных концернов открыл завод в России. Снижение цены на Ford
Focus российского производства на 15% сразу отразилось на росте продаж
модели. Сейчас Focus - бестселлер на российском рынке. И самые большие
очереди не на импортированные машины, а на более дешевые российского
производства.
Однако есть и противоположные примеры. Немецкий концерн
Volkswagen, открывший в октябре завод в Калуге, не оправдал ожидания
потребителей. Компания решила оставить цены на автомобили без
изменения. Сомнительно, что при одинаковой стоимости VW Passat и Skoda
Octavia российской и европейской сборки очереди будут выстраиваться за
моделями, собранными в Калуге.
Снизит Toyota цены на российские Camry или нет, пока до конца не
ясно. Однако уже сейчас можно сказать, что японцам вполне под силу
снизить стоимость машин как минимум на пару тысяч долларов за счет
локализации автопроизводства.
____________________________________________________________________________________________________
Toyota Camry занимает 16-е место в топ-25 самых популярных иномарок в 2007 году.
На церемонии открытия завода Toyota в Петербурге приехали не
только японские топ-менеджеры и губернатор второй столицы - Валентина
Матвиенко. Лично поздравить Toyota с открытием российского производства
приехал Владимир Путин.
Путин не приезжал на открытия других автозаводов в России. Не было
его и на церемонии откртытия производства Volkswagen в Калуге в ноябре
этого года. Хотя именно немцы отличились среди иностранных
автоконцернов самыми крупными инвестициями - около $1 млрд.
Ожидается, что Владимир Путин осмотрит производственную линию
завода Toyota и первый собранный здесь автомобиль Toyota camry, а также
побеседует с руководством компании.
Развитие автомобильного производства в России и создание
иностранными компаниями производств в РФ является результатом
целенаправленных действий российского правительства, заявил Владимир
Путин.
"По сути, Санкт-Петербург становится крупным российским, да и
мировым, центром производства автомобильной техники, - сказал президент
России на церемонии закладки завода по производству автомобильных
комплектующих. - Это не только результат нашей экономической политики в
целом, но результат осмысленного движения правительства именно в этом
направлении".
"Не всегда там приходилось принимать приятные решения", - сказал
глава государства, напомнив, в частности, об ограничении ввоза
подержанных автомобилей.
Но, по его словам, "результаты пошли", уже начинают работать
крупные предприятия, а это значит технологии, новые рабочие места, рост
уровня подготовки кадров, собственное развитие.
Поздравить японцев приехал также первый вице-премьер Сергей Иванов
и министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина,
которые также проигнорировали открытие завода VW. С японской стороны на
торжественную церемонию приехал бывший премьер Японии Иосиро Мори,
президент "Тойота мотор корпорейшн" Кацуаки Ватанабэ, а также глава
представительства концерна в Санкт-Петербурге Итиро Тиба.
____________________________________________________________________________________________________
Матвиенко напомнила Грефу о его планах купить первую российскую "Тойоту"
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко напомнила главе
Сбербанка РФ Герману Грефу его обещание купить на свою зарплату первый
автомобиль, выпущенный на российском заводе крупнейшего мирового
автопроизводителя Toyota.
"Тем более что в Сбербанке у вас теперь большая зарплата, вы
можете себе это позволить", - сказала Матвиенко, обращаясь к Грефу на
церемонии запуска конвейера завода компании Toyota в Петербурге.
"Я подтверждаю это (свое намерение купить машину), если господин
Ватанабе (президент Toyota) согласится мне ее продать", - ответил
губернатору Греф.
"Будем считать, что сделка состоялась", - пошутила Матвиенко.
____________________________________________________________________________________________________